Поделиться:

Дачные разговоры

1 фото

Сергей удивленно посмотрел на Николая Петровича и спросил:
- Вы действительно ищите в христианстве некие основы нравственности? По Вашему, божественный авторитет нужен только для того, чтобы человек вел себя прилично?
- Не упрощайте! Вести себя прилично может и нерелигиозный человек… Но сакральное значение Библии в том, чтобы человек проникся величественностью божественного замысла, создавшего человека по Своему образу и подобию, принесшего в жертву собственного сына, в некотором смысле, Самого Себя!
- Проникся и…? Начал вести себя прилично?
Николай Петрович нахмурился и, откинувшись на спинку стула, надменно произнес:
- С Вами невозможно говорить серьёзно на возвышенные темы! Вы всё сводите к сарказму! Даже там, где это абсолютно недопустимо.
Сергей примирительно приподнял руки:
- Не обижайтесь… Давайте я Вам объясню, как я вижу суть христианства. Задачей любой религии является не столько установление нравственных ориентиров, сколько формирование мировоззрения. На мой неискушённый взгляд вся суть христианской религии может быть сведена к 18, 19 и 20-му стихам второй главы первого послания Петра.
- Похоже на домашнюю заготовку. Готовились к разговору? Процитируете на память?
- Нет, просто это легко запоминается: Петр, раз-два и лучшие годы жизни с 18 до 20 лет. И цитировать не возьмусь, лучше загляните в Библию.
Николай Петрович придвинул ноутбук и ткнул в закладку на официальном сайте Московского Патриархата РПЦ.
- Так… Первое послание Петра, глава вторая… Читаем только с 18-го по 20-й стих?
- Да.
- Так… «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо, что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу». Ну, правильно, так и Сын Божий безропотно и без греха претерпел за нас и искупил грехи наши … Так и нам должно…
- Должно-то должно, но что-то в прошлые выходные я не увидел в Вас христианского смирения, когда Вы конфликтанули с председателем.
Николай Петрович всплеснул руками.
- Эк, Вы куда! Но Вы же ничего не знаете, а беретесь судить! Я выбросил на помойку маленький пакетик с вполне бытовым мусором. А в помойке уже лежали старые оконные рамы, содранный сайдинг… А он подъехал и начал поучать, что для строительного мусора надо или отдельный контейнер заказывать, или дополнительную плату ему вносить. А Вы уже позже подъехали и не знаете сути вопроса, а теперь судить беретесь, да ещё и осуждать сразу же!
- Да что Вы, что Вы! Я ведь к чему: председатель, какая ни есть, а власть. А любая власть - она от Бога. А Вы в контры с ней! Не по-христиански это!
- Так я же не виноват был!
- Так мы же только что прочитали, что, мол, нет радости христианам, когда их за дело бранят, а когда без вины на них нападают, так это и есть самая христианская радость. Или Вы Библию только отдельно взятыми местами признаете, а целиком не принимаете?
- Не надо передёргивать – тут особый случай!
- Постойте! Кто же тут передёргивает? Вспомните свои же слова о том, что многое в Библию было включено по политическим соображениям момента и эти места допустимо игнорировать. Стало быть, всё же местами признаете, а не целиком принимаете, прямо, как апостолы, проявившие своеволие и пошедшие вопреки указаниям Христа к славянам. Он им: «Идите к народам восточным, к народам западным и к народам южным, туда, где живут сыны дома Израилева. К язычникам севера не ходите, ибо безгрешны они и не знают пороков и грехов дома Израилева».
- Стоп! Нет такого в Библии! Это апокриф! Евангелие от Андрея!
- Ну, если Андрей Вам не указ, так возьмите 10-ю главу Евангелия от Матфея: «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева». По памяти свои повествования люди писали, кто как запомнил. Суть-то одна.
- Нет! Не одна суть! Как Вы можете игнорировать разницу! Не говорил Он про безгрешность язычников! А «наипаче» означает лишь предпочтение Богоизбранного народа, к которому в первую очередь пойдут, но потом и к иным идти надо.
Сергей рассмеялся.
- 15-я глава Евангелия от Матфея: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Слово «только» Вы как трактуете?
- Зря смеётесь! Он – только к евреям, а апостолы – ко всем! А если Вы до конца прочли 15-ю главу, то должны помнить, что и Он снизошел к Хананеянке за веру её и исцелил её дочь!
- Ну, да, попутно собакой её обозвав…
- И опять передёргиваете! Это иносказание! Суть та же, - в очередности!
Николай Петрович придвинул ноутбук и начал пролистывать текст.
- Погодите! Сейчас найду Вам… Вот! Глава 13-я «Деяний Апостолов»: «Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли». Да-с! Тут вот и отсылочки соответствующие ко второй главе Евангелия от Луки имеются, так что не один Павел о направлении апостолов к язычникам свидетельствовал.
- Ох, Николай Петрович! А если полностью это «подтверждение» прочитать, в контексте, так сказать…
- Извольте! Всю главу читать будем?
- Нет, достаточно с 25-го стиха.
Николай Петрович поправил очки и с интонациями заправского чтеца приступил.
«Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон.
Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева;
и Дух Святый был на нем.
Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти,
доколе не увидит Христа Господня.
И пришел он по вдохновению в храм.
И, когда родители принесли Младенца Иисуса,
чтобы совершить над Ним законный обряд,
он взял Его на руки, благословил Бога и сказал:
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко,
по слову Твоему, с миром,
ибо видели очи мои спасение Твое,
которое Ты уготовал пред лицем всех народов,
свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
Сергей молча смотрел на Николая Петровича.
- Ну, пожалуй, это не прямое, но косвенное подтверждение. Дух Святой мог уведомить Симеона и о послании апостолов к язычникам.
- Ой, Николай Петрович! Общение с батюшкой явно улучшило Ваши способности находить выход из любой ситуации. Ну, ладно, мы как-то отдалились от темы… Мы ознакомились с тем, что я считаю ключевым содержанием Нового Завета. Теперь давайте посмотрим на центральную тему Ветхого Завета. Это, конечно же, Второзаконие.
- Стих какой главы будем читать?
- Ну, там, что ни возьми – все в тему будет… Особенно вторая глава и третья. Но достаточно будет глянуть на 7-ю главу. Вот тут, с 16 по 24 стих.
Сергей ткнул пальцем в середину ноутбука.
- А, никого не бойся, всех победишь – одолеешь, всю землю и добро их захватишь, а самих истребишь…
- Да. Улавливаете разницу? Вот поэтому Тору называют боевым уставом евреев, а Новый Завет – религией для рабов. Суть в том, какое мировоззрение формируется, какая поведенческая стратегия задается во внутривидовой борьбе. Одним говорят, что надо оружием и напором забрать себе всё, что находится во временном незаконном владении чужаков, ибо Богом так сказано, а другим кротость и смирение внушают как высшую нравственную победу, кроме которой и не надо доброму человеку ничего.
- О! Как Вы заблуждаетесь, если рассматриваете религию в таком ключе! Это, знаете ли, очень самонадеянно самому браться изучать и трактовать Библию. Эдак у Вас может получиться, как у Марка Твена в «Рассказе капитана»! Там тоже один …
Николай Петрович запнулся, так как пришедший ему на ум эпитет «невежда» мог показаться соседу обидным, если он примет сравнение на свой счет.
- Я помню этот рассказ… Пожалуйста, продолжайте: в чем суть заблуждения?
Николай Петрович немного помолчал, собираясь с мыслями.
- Я не богослов, и хоть много беседовал с нашим батюшкой, но скажу, как сам это понимаю. Тору интегрировали в Библию в виде Ветхого Завета, чтобы подчеркнуть преемственность традиций. Помните? «Не нарушить закон Я пришёл, но исполнить». Но исполнение это видится уже в новом нравственном ключе. Это, в некотором смысле, эволюция! Да, не дарвиновская обезьяна, но эволюционное развитие нравственных основ. Не с одними лишь евреями заключает Бог новый договор, или Завет, но со всеми народами, следующими за Христом! Вот тут Павел в третьей главе послания к Колоссянам призывает совлечь с себя «ветхого» человека и облечься в «нового», который будет ни эллином, ни иудеем, ни варваром, ни скифом, но во всем подобен Христу. Это тот нравственный ориентир, та высота, которую всем нам надо достичь, преодолевая национальный эгоизм и мнимую исключительность. Пусть термин «общечеловеческие ценности» несколько избит и в наше время воспринимается зачастую двусмысленно, но именно в единении и братской любви мы обретаем спасение. И именно к этим нравственным ориентирам ведет нас христианство.
Сергей нахмурился, весь его вид выражал озабоченность.
- Вы, Николай Петрович, очень смелый человек. Столь радикальные взгляды в наше время могут иметь самые серьёзные последствия. Я, конечно, никому ничего не скажу, но…
- В смысле? Какие последствия? О чём Вы?
- Ну, как же! По моему сугубо оценочному суждению Вы тут на 282 статью УК уже кучу всего наговорили. Еврейскую исключительность вы подменяете исключительностью христианской. Получается, что иудеи, руководствующиеся Торой, застопорились в своем нравственном развитии, остались во вчерашнем дне, без «общечеловеческих ценностей». А у нас тут свободная страна и свобода совести. Без сект, но христианство в форме православия не является у нас единственной общепризнанной религией. В общем, антисемитизм какой-то получается.
- Вот как с Вами после этого можно о чём-то серьёзном говорить? Вы же всё наизнанку выворачиваете! Эдак и я могу сказать, что Вы экстремист, посягающий на православие.
- Но Вы же тоже никому не кажете?
Николай Петрович вздохнул, взял из корзиночки сушку и разломил её в кулаке.
- Не беседовать же мне тут, на даче, с самим собой… Да и жаль Вас по-христиански: передачи в тюрьму носить придётся, посылки слать в Сибирь и всё такое… Берите-ка вот сушечку к чаю.
- Нам с Вами, Николай Петрович, не к сушечкам, а к сухарикам привыкать надо…
Соседи переглянулись и рассмеялись. Они никогда и ни в чём не могли переубедить друг друга, но поболтать на разные темы любили. А что еще делать на даче, и для чего ещё нужны соседи?

Вы не можете оставлять комментарии