Поделиться:

М. Веллер "Человек в системе" (конспект главы 4)

http://worldis.me/aleks_che/blogs/148782

http://worldis.me/aleks_che/blogs/148794

Человек потребляет примерно раз в пять больше энергии, чем другие животные, включая обезьян.
…Базовый уровень эволюции — это энергопреобразование. По большому счету это одно и то же. На лестнице эволюции каждый вид, который посовершеннее, перерабатывает энергии побольше.
Лестница эволюции имеет энергетический каркас.
И вот на этой лестнице человек подпрыгнул на верхнюю ступеньку, высота которой, энергетическая высота, отделяет его от остальных млекопитающих пятикратно.
Энергетически человек чрезвычайно неэкономичен и неэффективен. В смысле как организм.
Чем сложнее организм — тем больше энергии он забирает для своего существования из окружающей среды: еды, питья, воздуха, света и тепла. И тем меньшую часть этой всей энергии он пускает на строительство своего тела и собственно поддержание его деятельности. А все большая часть этой энергии «вылетает вхолостую» из организма: испаряется с потом, улетучивается калориями с теплосъемом, расходуется на обеспечивающую суету, беготню, игры какие-то. Больше энергии уходит на единицу перемещения своей массы, охоту, рытье норы, на рождение одного детеныша, на переваривание пищи, проталкивание крови, на все!..
По мере эволюции энергопотребление на килограмм биомассы увеличивается.
И, как обычно, не ровненько, а скачками.
И все большая часть этой энергии идет на то, чтобы сожрать траву, или корешки, или мышей, или коз, — все больше на единицу веса и год жизни существа. Это — чистое потребление.
Окружающее пространство все активнее включается в энергообмен и энергопреобразование усложняющихся млекопитающих. Становится с ними все более едино, можно сказать. Воздух, вода, растения и плоть все быстрее совершают круговорот материи и энергии в природе через легкие и кожу, желудки и почки животных. Вдобавок целостность, неприкосновенность окружающей среды все активнее и объемнее нарушаются и перелопачиваются копытами, когтями, зубами и клювами.
То бишь когда говорят о гомеостазе биоценоза, оно же о равновесии совокупности форм жизни в данном месте-районе-ареале, то равновесие это имеется в виду исключительно динамическое. А никак не статическое. Потому что все организмы биоценоза непрерывно обмениваются материей и энергией, и тем связаны в единую, цельную и взаимозависимую сеть жизни.
…Травоядные ящеры жрали, пока папоротников кругом на мокрой почве было — не протолкнуться. Сожрал — переступил шаг — и дальше жрешь. А плотоядные удовлетворялись куском мяса на месяц: урвал — и залег в полуанабиозе. Предельно вялое существование на минимуме калорий для поддержания жизни. Как у змеи или крокодила. Температура тела уравнена с окружающей, обмен веществ вял. Жизнь, можно сказать, не кипит, а вяло побулькивает.
И вымерли они оттого, что с похолоданием и посушанием уменьшилось буйство растительности, утончилась пищевая цепочка, больше усилий надо было прикладывать для прокорма. А у них сил не было много двигаться! (И выжило всего несколько — все мелкие, плотоядные, в жарких краях, не жрать могут подолгу и впадают в спячку в самые трудные периоды.)
— Где змеи питаются лягушками — динамика гомеостаза низка. Все одной температуры, мало потребляют, мало выделяют, мало движутся. Сто миллионов лет в этой местности все может существовать без изменений.
— А где антилопы сжирают траву, тигры антилоп, крокодилы у водопоя хватают всех, бегемоты убивают крокодилов, москиты всех сосут, а птички и ящерки их ловят… — равновесие! но кипит!
Мозг координирует деятельность всего организма, ее включает и выключает, ею командует.
Можно сказать: Увеличение энергопотребления в пять раз увеличило координирующую нагрузку на мозг.
Мозг есть функциональное отражение необходимости координировать возросшую деятельность организма.
Мозг возник в процессе эволюции. Простейшие обходятся без мозга. Усложнение организма предшествует появлению мозга.
Энергоизбыточность человека есть его главное и принципиальное отличие от прочих существ. Его сутки в пещере автоматически удлиняются: он хочет бодрствовать больше, чем получается по 24-часовому циклу. Он совершает действий явно больше, чем необходимо для выживания индивида и всего вида. Он не уравновешен с окружающей средой, выламывается из гомеостаза, все что-то переделывает и усовершенствует.
Уже на биологическом уровне человек больше энергопреобразовывал окружающую среду. Изготовление орудий, жилищ, одежд, ловушек, — преобразование природы на вещественном, механическом уровне.
Огонь!!! Мощная энергия, заключенная внутри органических тел, стала выжигать леса и степи, обогревать и освещать, закалять орудия, готовить к расщеплению пищу и гнать хищников. Преобразование на химическом и физическом уровне.
Приспособленные к делу животные были заставлены больше шевелиться! Несчастный бык стал пахать, несчастная лошадь — везти всадника. Подстегнули к своим действиям энергию других животных.
Биологическая избыточность человека была оформлена в мощную психическую избыточность центральной нервной системы. В разум, то бишь.
Разум — это способность мозга распоряжаться энергией организма в пять раз большей, чем потребно для простого выживания.
Если есть надежная пещера, топливо для костра, вдоволь еды, дерево и камень для изготовления орудий, — то для жизни этого вполне достаточно. Все, что сверх — это избыточно. Ни одному животному больше ничего не надо. Накатят холода-голода — сдохнет животное? Ну, как фишка ляжет.
Вся человеческая культура сверх низшего уровня выживания — это избыточные действия, избыточные знания, избыточные предметы и избыточные потребности. С точки зрения биологии — культура лишняя.
Человек есть двухуровневая система, существующая субъективно на уровне ощущений — и объективно на уровне действий.
Человек ведь не ставит себе сознательно задачу: переделаю-ка я в жизни как можно больше. Человека ведет желание и чувство.
Иногда человек стремится к ощущению вопреки действию. Наркоман. Брак природного дуализма человеческой природы, побочное следствие, отходы производства.
Иногда человек стремится к действию вопреки ощущениям. Самопожертвование героя. Пахота работяги, тянущего лямку.
Но в общем и среднем, следуя своим чувствам и желаниям, мы совершаем поступки для их удовлетворения. То есть:
Наша деятельность имеет сенсорную мотивировку. В основе эмоция и механизм стремления к ощущению.
Наша сенсорная мотивировка значительно превышает потребности индивидуального и видового выживания.
Наша сенсорная мотивировка инстинктивна.
Инстинкт действия человека превышает потребность инстинкта жизнеобеспечения человека.
ИНСТИНКТ ДЕЙСТВИЯ ПРЕВОСХОДИТ ИНСТИНКТ ВЫЖИВАНИЯ
Действовать необходимо, жить не так уж необходимо.
Удовлетвори все потребности человека — и тот, кто потупее, будет страдать — страдать! — от скуки, то есть от отсутствия желаний что-то делать, иметь, достигать. А тот, кто поумнее и поэнергичнее, быстро придумает себе новые желания и потребности.
Если кому еще не ясно: Потребности человека принципиально не могут быть удовлетворены.
Ибо: Человек обладает потребностью испытывать потребности. И, оформляя эту потребность второго порядка, он всегда и быстро изобретет и сконструирует себе любое количество потребностей, которых только что не было.
Я часто повторяю: философия не открывает новых фактов. Это дело науки и практики. Философия корректно формулирует известные факты и выстраивает их в логичную систему, открывающую новую картину мира.
…Мы с вами сформулировали «вроде бы общеизвестный» факт с тем, чтобы он занимал одно из принципиальных и базовых мест во всей системе рассуждений, последовательностей, закономерностей и связей, показывающих суть так называемого «социума». Без учета этого Закона совершенно невозможно понять, почему мы творим что творим и живем как живем.
Закон энергонеравновесности человека
СУММА ОЩУЩЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ ЧЕЛОВЕКА ВСЕГДА ИЗБЫТОЧНА
и ПОДДЕРЖАНИЕ УРОВНЯ ОЩУЩЕНИЙ ТРЕБУЕТ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДЕЙСТВИЙ
Совершенно понятно, что: Поддержание уровня действий влечет снижение уровня ощущений.
Грубо говоря, это и есть однообразие, которое вызывает скуку.
Вот эта излишняя для существования собственно человека энергия. Которую он потребляет, преобразует посредством организма и выпускает посредством внешненаправленных действий. И есть причина и источник культуры. Цивилизации. Совокупного продукта, произведенного человечеством, как материального, так и идеального, научного и духовного.
Счастье связывается с удовлетворением желаний, а удовлетворение желаний связывается с обладанием какими-то предметами, или людьми, или отношениями. (Это сказано подробнее во «Все о жизни».) Это — потребительская часть корзины ощущений и действий.
Но есть и производственная часть корзины. Могущий стать капитаном не захочет стать простым матросом. Могущий создать шедевр не удовлетворится ремесленной поделкой. Могущий организовать автомобильный конвейер не останется велосипедным механиком.
Человек должен делать самое большое, на что он способен. Вот старинная народная сентенция. А «должен» включает в себя «хочет», «может» и «подобает».
Не руководствуется жизнь человеческая разумом!!! Но разум есть координатор энергетического потока, проходящего через человека. Разум обслуживает страсть, а страсть толкает к действию.
А стремится человек к максимальным ощущениям и через них к максимальным действиям.
Для оптимизации усилий по совершению максимальных действий люди формируются в социальные структуры.
А если заехать с другого конца, то можно так:
Социальное устройство общества обусловлено стремлением людей к максимальным действиям.
Агрессия есть аспект энергетической деятельности человека.
Вот мы повысили существу энергетику. А внешние условия изменили так, что ему для жизни-то энергии еще больше требуется. И оно, несчастное, еле дышать будет. Уровень энергетики малодостаточен для условий жизни.
А вот взяли команду людишек и сунули в лес на работу бригадой. Пашут, устают. А вот дали им еды больше, а работы меньше, и сон дольше. Они стали вырезать фигурки в свободное время, мастерить полочки и т. п. Это что? Это съем энергии на деятельность: легкое и добровольное преобразование окружающей среды в приятных и — в потребных! — человеку формах. Потребность у него такая — заняться чем-то.
А теперь сунули их всех в камеру. И строго лишили любых занятий. Не мастерить! Не читать! Не играть!
Уровень агрессивности зэков в камере — это что-то страшное. Убьют за слово лишнее!
Исторически выживало и размножалось не то племя, где самые здоровые бойцы, и только. Выжили самые сильные, храбрые, ловкие, осторожные, жестокие, беспощадные, выносливые и умелые. И — умные. Чтоб знать, с кем, когда связываться, а от кого когда драпать. И как лучше из засады пустить камень в темечко.
Но еще и прежде:
Выжили самые социально организованные. Кто побеждал группа на группу. Кто сохранил и выкормил больше бойцов. Кто сумел застать врага врасплох и перебить растерявшихся, вырезать спящих, завести в ловушку гонящихся за тобой. Кто придумал заманивания и засады. Кто мог придумать лучший план нападения или спасения. Кто слаженнее подчинялся единой воле и единой цели в бою.
А еще для этого нужно было справедливо организовать жизнь рода. Чтобы с максимальной пользой для всех жили и работали все. Кто структурировался в более совершенную систему, способную на большие общие действия.
Физическое совершенство индивида, характером нарушающего социальную слаженность рода, вредило — и отбрасывалось с носителем.
Злобные и жестокие к своим. Не по справедливости хватающие кусок. Спасающие при опасности не племя, а себя. Неуживчивые, ненадежные, самовольные, могущие навлечь опасность на всех своими действиями. Вызывающие неприязнь соплеменников. — Все они ослабляли системную силу племени-рода. И выбраковывался из жизни весь род…
Жесткая иерархия, четкое знание и соблюдение каждым своих прав и обязанностей, — условие прочности системы и выживания рода.
Групповой отбор дал совершенный образец человека социального.
Внутривидовая агрессия жестоко направлялась в русло межгрупповой. Внутригрупповая агрессия неизбежно ограничивалась формами, необходимыми для структурирования оптимальной иерархии.
Получается следующее. Смертельное и жизнеутверждающее соревнование между группами породило породу групп-победительниц, предельно жестоких к врагам и предельно спаянных внутри, — «без чего невозможно»: внешнесистемная победа обеспечивается внутрисистемным единством. Это — условия выживания.
Внутрисистемное единство может обеспечиваться на уровне понимания и на уровне чувства.
Понимание дает координацию общих действий.
Чувство «оживляет» эту координацию и делает ее возможной: охота удрать и спастись самому, нажраться в кустах и выжить самому, но мне сильно хочется, чтобы выжил вот этот и вот эта, и я хочу позаботиться, чтоб они жили.
Любая скотина в стае заботится как-то о других; особенно если эти другие — ее большая семья. Любое животное сообщество связано хоть какой-то взаимной симпатией. Это инстинкт! Потому что — и все биологи знают: «одно животное — это вообще не животное». В том смысле, что погибнет от любой случайности — а где его род, передача генов? Животное — это когда есть группа, населяющая ареал. И, заботясь о членах группы, — животное заботится о собственном генофонде, можно сказать.
Нет, физическое совершенное приспособление и выживание сильнейшего никто не отменяет. Но! Подстраховка, дублирование, запас генов в других особях, удобство группового наблюдения за врагами, и т. д. Решительное преимущество в выживании получает группа, где есть некоторая взаимная забота.
С усложнением центральной нервной системы усложняется эмоциональная сфера. С усложнением эмоциональной сферы усложняется и усиливается, дифференцируется, инстинкт влечения к другим особям своей группы. У глупых рыбок это проще, у умных собак это сложнее.
А то кто не знает, что кошки и собаки тоже умеют любить. И не за жратву и угол, а так, по жизни, из душевного добра и тяги.
Чувство — это опосредованное, прямое или косвенное, проявление инстинкта, приобретающее самостоятельную ценность и значение, даже вне изначальной цепи практической целесообразности.
С энергетическим подпрыгом у человека повысилась мощность всех инстинктов. То бишь всех проявлений жизни.
Инстинкт внутригруппового влечения у человека тоже резко повысился. И с развитием мозга и эмоциональной сферы дал мощный куст чувств на базе этого инстинкта внутригруппового влечения.
И вот тогда возникли и пошли в рост наши главные: любовь, дружба, сочувствие, солидарность, взаимопомощь и самопожертвование.
Чувства человека приобретают для него самоценность. Я верен! Я храбр! Я люблю! Он мне друг! Я помню! А что тебе с этого толку, если не повезло с успехом? А все равно! Становясь самоценными, чувства человека достигают иррациональной силы. Это крайне важно. Плевать мне на результат! Но делать буду именно это, потому что хочется мне этого сильнее всего, сильнее жизни! Любовь к своим и ненависть к чужим сделали человека человеком.
Любовь к своим и ненависть к чужим составляют основу социального инстинкта человека.
Любовь и ненависть — это один инстинкт с двух сторон. Две грани одного инстинкта. Выживания. Жизни. Победы. И чем мощнее инстинкт жизни, чем выше энергетика организма, — тем сильнее любит и ненавидит человек.

Вы не можете оставлять комментарии